Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новонадеждинская средняя школа»
Принято
Протокол
педагогического совета №1
от 28.08.2025 г.
Утверждено
Директор школы
Р.В. Ромащенко
_______________
Приказ №128
от 29.08.2025 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
к адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования обучающихся
с тяжёлыми нарушениями речи
Вариант 5.2. (1 отделение)
2 класс
Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся по АООП
Вариант 5.2.(1 отделение)
1. Нормативное обеспечение
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи вариант 5.2 (1 отделение)
составлен на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
№1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования с тяжёлыми нарушениями речи Вариант 5.2 (1 отделение)»;
4. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
5. Постановление от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи Вариант 5.2 (1 отделение) МБОУ
«Новонадеждиская СШ» Городищенского района Волгоградской области.
2. Организация обучения
Учебный план составлен в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с с тяжёлыми
нарушениями речи Вариант 5.2 (1 отделение).
В соответствии с п. 2.9.3. приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с
тяжёлыми нарушениями речи Вариант 5.2 (1 отделение)» (далее – Приказ № 1599). Учебный
план обеспечивает реализацию требований стандарта, фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Содержание Учебного плана включает обязательные предметные области и учебные
предметы в соответствии с Примерным недельным учебным планом общего образования
обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
2. Максимально допустимая недельная нагрузка
Обязательная часть
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обучающимся предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия
в соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации». В образовательном процессе используется система учебников для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вида), определенных
федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (Приказ Минпросвещения России от
28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего образования»).
3. Продолжительность учебного года
2 класс – 34 учебные недели (без учета праздничных дней)
4. Продолжительность учебной недели
В о 2 классе режим обучения: уроки по 40 мин.
(СанПиН 2.4.2.3286- 15).
В учебном плане представлены предметные области: язык и речевая практика,
математика, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Содержание всех
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую
направленность,
заключающуюся
в
учете
особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся.
Обязательная часть
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена предметами:
- «Русский язык»
- «Чтение»
- «Речевая практика»
Содержание обучения данной образовательной области является ведущим, так как от
его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения
русскому языку: повысить уровень общего и речевого развития учащихся, привить
общепринятые нормы общественного поведения, научить школьников осмысленно читать
доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма,
научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В
процессе обучения русскому языку у обучающихся формируются первоначальные навыки
чтения и письма.
В процессе овладения грамотой элементарные представления о русском языке, как
средстве общения и источнике получения знаний; овладение способностью пользоваться
устной и письменной речью для решения житейских задач, соответствующих возрасту.
На уроках чтения у обучающихся формируются осознание значения чтения для
решения социально значимых задач, развитие познавательных интересов, воспитание чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций; навык осознанного, правильного, выразительного чтения целыми
словами вслух и «про себя», потребность в самостоятельном чтении книг, газет и журналов;
появляются коммуникативные навыки в процессе чтения литературных произведений,
способность отвечать на вопросы учителя, характеризовать главных действующих лиц,
пересказывать содержание прочитанного.
На уроках речевой практики происходит расширение представлений об окружающей
действительности, развитие навыков связной речи, навыков устной коммуникации и их
применение в различных ситуациях общения, овладение нормами речевого этикета.
Образовательная область «Математика» представлена предметом «Математика»:
- «Математика»
Обучающиеся овладевают определенным объемом математических знаний,
используют его при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться,
использовать меры измерения пространства, времени). На уроках математики дается
геометрический материал на различение геометрических фигур, ознакомление с их
свойствами, формирование навыков пользования измерительными и чертежными приборами,
формирование вычислительных навыков.
Образовательная область «Естествознание» представлена предметом «Мир природы и
человека»:
- «Мир природы и человека»
Формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных
представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в
конкретных природных и климатических условиях.
Образовательная область «Искусство» представлена предметами:
- «Музыка»
- «Рисование»
Целью учебного предмета «Музыка» является формирование и развитие
элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных
произведений и их исполнение, развитие интереса к музыкальному искусству, формирование
простейших эстетических ориентиров. В процессе освоения данного курса выделяется
комплекс задач: коррекция отклонений в интеллектуальном развитии, нарушений звуко произносительной стороны речи; формирование музыкально-эстетического словаря.
Ориентировки в средствах музыкальной выразительности; развитие чувства ритма, речевой
активности, музыкальной памяти; воспитание эстетического вкуса.
«Рисование» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет
важное коррекционное значение. Целью данного предмета является формирование умений и
навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;
развитие художественного вкуса, воспитание потребности в художественном творчестве.
Содержание курса обучения изобразительному искусству определяется основными задачами:
коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия
между предметами; развитие у обучающихся интереса и любви к изобразительной
деятельности через декоративное рисование.
Образовательная
«Физическая культура»:
область
«Физическая
культура»
представлена
предметом
- «Физическая культура»
Целью занятий физической культуры является формирование установки на
сохранения и укрепления здоровья обучающихся, соблюдение индивидуального режима
питания и сна, развитие и коррекция их общей и мелкой моторики. Воспитание интереса к
физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях
физической культурой и доступными видами спорта, укрепление здоровья и повышение
работоспособности обучающихся; формирование навыков правильной осанки в статических
положениях и в движении; формирование и совершенствование волевых качеств, умения
следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать; развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, чувства темпа,
ритма и координации движений.
Образовательная область «Технология» представлена предметом «Ручной труд»:
- «Ручной труд»
Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и
навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности,
получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о
мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательной
деятельности. Всего на внеурочную деятельность отводится 4 часа в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений обеспечивает
реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для
данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
-учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
-увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
-введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Обязательным элементом структуры учебного плана является "Коррекционно-развивающая
область", реализующаяся через содержание коррекционных курсов. На реализацию
коррекционноразвивающей области отводится не более 6 часов в неделю от общего количества часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность.
Коррекционно-развивающая область включает в себя:
- «Логопедические занятия»
- «Психокоррекционные занятия»
-«Ритмика»
На логопедических занятиях работа проводится в следующих направлениях: развитие
всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи, развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), обогащение
словарного запаса, коррекция нарушений чтения и письма, развитие коммуникативной
стороны речи, расширение представлений об окружающей действительности.
Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. Коррекционный
курс "Психокоррекционные занятия". Основные задачи реализации содержания:
-формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и
интеллектуальных процессов.
- гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к
своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование
навыков самоконтроля.
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в
коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Выбор коррекционных
курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией, исходя из
психофизических особенностей, обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, на основании
рекомендаций ПМПК.
Коррекционный курс "Ритмика". Основные задачи реализации содержания: Развитие
умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и
танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений,
чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательной деятельности. Всего на внеурочную деятельность отводится 4 часа в неделю.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-психолог, социальный
педагог, педагоги дополнительного образования и др.), также и медицинский работник.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, учитывается при определении
объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной
образовательной программы. Время, отведённое на внеурочную деятельность, учитывается
при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной
основной образовательной программы.
Недельный учебный план
Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с тяжёлыми
нарушениями речи, реализующей ФГОС
Вариант 5.2 (1 отделение)
Предметные
области
Учебные
предметы
Классы
Русский язык и
литературное
чтение
Русский язык
Литературное
чтение
Математика
Математика и
информатика
Обществознание
Окружающий
и естествознание
мир
Основы
Основы
религиозных
религиозных
культур и
культур и
светской этики
светской этики
Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Труд
(Технология)
Физическая
Адаптивная
культура
физическая
культура
Итого
Часть учебного плана,
формируемая участниками
образовательных отношений
(при 5-дневной учебной неделе)
Весёлый счёт
Занимательная грамматика
Лепка по образцу
Рисование по воображению
Максимально допустимая
недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика)
Логопедические занятия
Социальный педагог
Дефектолог
Психолог
Другие направления
внеурочной деятельности
Количество часов в неделю по классам
I
II III IV
Букварный Послебукварный
период
период
Обязательная часть
3
4
4
4
Всего
15
-
4
4
4
4
16
4
4
4
4
4
16
2
2
2
2
2
8
-
-
-
-
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
4
2
2
2
2
2
8
18
3
19
2
19
4
19
4
20
3
84
16
21
21
1
1
1
1
23
23
23
90
6
6
5
5
5
21
0,5
2
0,5
3
4
0,5
2
0,5
3
4
1
2
1
1
4
0,5
2
0,5
2
4
0,5
2
0,5
2
4
2,5
8
2,5
8
16
1
1
При реализации данной АООП НОО ОВЗ
созданы специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в
полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей
здоровья.
Вся образовательная и воспитательная деятельность построена таким образом, чтобы
на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по коррекции (или)
профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивая тесную
связь содержания образования с его развивающей направленностью. Таким образом, при
организации коррекционной работы учтены соответствующие рекомендации, которые
прописаны в Заключении ПМПК и в соответствии с индивидуальными возможностями
ребёнка.
9